19 января 2012 г.

Калсынова Тамара Хизриевна
Хасавюртовский филиал Дагестанского государственного университета

ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИИ - БУДУЩЕЕ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Религия всегда играла важную роль в духовной жизни человечества. В отношении к культуре религию, веру рассматривают по-разному. Существует атеистическая позиция, согласно которой религия – это мракобесие, «опиум народа», результат слабости человека, его невежества.
Так, философ Бертран Рассел утверждал, что нормальному культурному современному человеку не нужна вера в бога, он сохранил бы из религии кое-что полезное для введения в рамки поведение людей.
Другая позиция состоит в том, что без религиозной веры нет и не может быть настоящей культуры. Так, философ Иван Александрович Ильин писал, что возможна нехристианская культура, но совершенно невозможна культура безбожная, ибо: «...культура творится не сознанием, не рассудком и не произволом, а целостным, длительным и вдохновенным напряжением всего человеческого существа, отыскивающего прекрасную форму для глубокого содержания...». А это возможно, только когда инстинкт человека «приобщен к духовности в порядке любви и веры».
Такая религиозная вера существует, прежде всего, как вера в Бога. Именно Бог выступает как высшая ценность: как абсолютная истина, абсолютное добро, абсолютная красота, как смысл человечности и человеческой свободы и, в то же время, как ее высший предел. Религия, вера в Бога оказывается при этом выражением живого человеческого чувства, возможности и необходимости единения людей, основанного на идеалах святости, справедливости, любви, милосердия. Только в отношении к этой наивысшей ценности являются ценностями все остальные блага жизни и культуры.
В последние десятилетия в нашей стране на всех уровнях наблюдается движение к возрождению религиозной веры и ее ценностей. И такое возрождение начало казаться чуть ли не панацеей от массового нравственного оскудения.
Культура и религия – не случайные и внешние соседи. Внутренне они слитны с самого начала человечества. Сравнивая основные смыслы, заложенные в понятиях «религия» и «культура», мы можем увидеть сходные черты. Оба эти понятия говорят о стремлении к совершенству, оба подразумевают духовный рост, оба говорят о благе, к которому человек приходит, накапливая некий опыт. Но можно задать вопрос, во имя чего это благо делается? С точки зрения культуры, ответ очевиден – во имя самого блага, т.е. во имя удовлетворения потребностей. И зачастую человек на пути реализации своих потребностей жертвует не только своей совестью, чистотой души, спокойствием, но даже жизнью других людей. Вот почему общество не может считаться высокоразвитым, нравственным, если оно живет вне религии. Ведь религия определяет смысл жизни, возвышая его над обыденными человеческими потребностями, выводя за пределы только человеческой жизни, ответы на которые пока не найдены в других мировоззренческих традициях (науке прежде всего). Внутренняя человеческая потребность осознавать смысл жизни, привлекает многих к религии. Религия позволяет компенсировать человеку сферу нереализованных возможностей в действительности.
В любом религиозном сообществе существуют представления и предписания, касающиеся того, как должен верующий вести себя в его взаимодействиях с миром, с другими людьми. При этом религиозные моменты жизни, так или иначе, связаны с существующей эстетической и художественной культурой, а также с моралью, нравственностью.
Если говорить об исламской религии, то истинно верующий мусульманин никогда не станет источником обиды. Как и любая другая, ислам – религия милосердия. Он несет в себе человеколюбие и жизнеутверждающие ценности: благородство и справедливость, смирение и терпимость, ответственность и усердие. Быть мусульманином – значит заботиться о близких, помогать нуждающимся в меру сил, совершать добрые поступки, ибо дела человеческие – это то, что остается после нас.
Из множества добрых поступков, из сотен прекрасных судеб соткан и наш маленький, но очень сложный город: более сорока национальностей, десятки религиозных конфессий. В Хасавюрте религия выступает важным компонентом естественной и идеологической жизни. Она стала своего рода необходимостью, которая подчеркивает самобытность проживающих здесь народов. Известно, что время от времени появляется мода на религию, однако сегодняшний поворот к религиозным ценностям культуры народов Дагестана – отнюдь не дань моде. По существу, религия в Хасавюрте – важный элемент общественных отношений, определяющий вопросы их стабильности и устойчивости. Сегодня в городе действует 21 религиозное объединение, среди них 16 религиозных организаций мусульман, Азербайджанское религиозное общество, Хасавюртовская иудейская религиозная община, религиозная община при храме «Знамения божьей матери» русской православной церкви. Активно функционирует Хасавюртовский региональный совет Исламской партии Республики Дагестан. В последние годы в городе открылись религиозные учебные заведения: Хасавюртовский филиал Дагестанского исламского института, Исламский университет имени Имама Ашъари, Исламский институт имени Юсупа-хаджи, медресе при религиозном обществе мусульман имени Ташава-хаджи, исламский мажлис «Аух», воскресная еврейская школа при Хасавюртовской иудейской религиозной общине. На протяжении длительного периода активно действуют суфийские братства со своими устазами, шейхами и школами.
В центре города расположены Джума-мечеть и собор Знамения божьей матери. Джума-мечеть построена на средства жителей города. Собор возведен в самом начале ХХ века, когда население Хасавюрта было преимущественно русским. Собор имел богатое внутреннее убранство, роспись, лепнину. Как и многие религиозные сооружения страны, имеет трагическую судьбу. Храм был закрыт в 1939 году, здание отдано под склад. В 1943 году случился пожар, в результате которого был уничтожен весь внутренний интерьер и росписи. В 1945 году собор был возвращен верующим и в нем были возобновлены богослужения. В настоящее время собор переживает трудные времена. Из-за оттока русскоязычного населения из города и района, значительно сократилось число прихожан. Полностью уничтожен архитектурный ансамбль собора, вся прихрамовая территория застроена. После пожара 1943 года так и не было восстановлено внутреннее убранство собора. На сегодняшний день стены собора даже не оштукатурены.
Усиление религиозного фактора вызвало оживление межконфессионального общения, которое в последнее время приобретает системный характер. Город Хасавюрт, где мечети, православный храм и синагога соседствуют, являет собой пример воплощения идеи согласия и мира. Здесь люди разных религиозных традиций охвачены общим намерением устанавливать и укреплять между собой узы единства. Причем не через утверждения единомыслия и единообразие, а в условиях свободного выбора каждым человеком свободы и убеждений.
Связь религии и религиозных институтов с историей и культурой Хасавюрта многогранна и сложна. Культура и религия так переплетены, что невозможно изложить историю первого, не излагая второго.
1998 год. В правоохранительные органы поступают оперативные сведения о провокациях с целью дискредитации населения города. Кому-то выгодно было произвести теракт, взорвав русскую церковь. Весь Хасавюрт вышел на защиту храма, жители не спрашивали друг друга о религиозных убеждениях. Шесть тысяч человек окружили его плотным кольцом и дежурили круглосуточно, пока не потупила информация о том, что опасность миновала. Хасавюртовцы спасали тогда и старейшую на севере Дагестана церковь, памятник культуры, и свое доброе имя.
Согласие, сотрудничество, терпимость к различным позициям мировоззрения – вот, без чего нельзя спасти культуру человечества, обеспечить ее будущее. То, что объединяет верующих и неверующих, неизмеримо важнее того, что разделяет их мировоззрение. Общность истории, национальной судьбы, заботы о выходе из кризиса нашего государства и преодолении глобальных опасностей – что может быть более значимо для всех людей, независимо от их отношения к религии и свободомыслию, независимо от их вероисповедания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.