24 января 2012 г.

Абакаров Ахмед Магомедрасулович
Хасавюртовский филиал Дагестанского государственного университета

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА-ЧАСТЬ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

Процесс развития культуры состоит в том, что человек одновременно и создает, творит культуру, опредмечивая в ней собственные сущностные силы, и формирует себя в качестве общественного существа, осваивая предшествующую культуру. И свести весь этот процесс только к чисто «духовной» деятельности, игнорировать аспекты физической культуры, физического его развития и воспитания – значит не только обеднить сам процесс, но и дать неверное толкование его сущности.
Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.
Это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновременно с общей культурой человека. Физическую культуру можно рассматривать как специфическую реакцию на потребности общества в двигательной активности и способ удовлетворения этих потребностей.
Физическая культура направлена на укрепление и повышение уровня здоровья. Она выполняет социальную функцию – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. В настоящее время возросло понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым. Если еще в не очень далеком прошлом занятия физическими упражнениями были уделом энтузиастов, спортсменов и физкультурников, то в настоящее время они становятся все более необходимой составляющей образования и здорового образа жизни каждого человека. Одной из основных задач цивилизованного общества является внедрение в повседневный режим жизни активной двигательной деятельности. Важнейший мотив этого – стремление повысить устойчивость организма к различным неблагоприятным условиям внешней среды, сохранить здоровье, активную трудоспособность и устранить проявления хронической патологии.
Целью физической культуры и спорта является также расширение диапазона максимально предельных возможностей организма здоровых людей для сохранения устойчивого состояния и способности к преодолению экстремальных факторов, связанных с определенными условиями труда и общественной деятельности человека.
Личность развивается в основном в процессе деятельности и конкретных ее видов. Основными универсальными ее видами являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая. Человек, по существу, и является продуктом этих видов деятельности. Деятельность представляет собой процесс освоения мира, как в целом, так и в конкретных его проявлениях. Другими словами – это человеческая активность, направленная на освоение окружающей действительности, на ее совершенствование в интересах человека, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека.
Она неразрывно связана с потребностями, поскольку вся история человеческого общества есть не что иное, как деятельность по удовлетворению его потребностей. Существует два класса, два условия потребностей: естественные – докультурные и человеческие – социальные, культурные. К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности размножения, защите потомства. Они в полной мере присущи как животным, так и человеку, но в человеческом обществе они детерминированы социальными условиями.
Культурные, человеческие потребности не даны, а только «заданы» природой; они формируются в процессе воспитания и различных видов деятельности. Уровень их сформированности и осознанности зависит от качества деятельности человека по удовлетворению осознанной им нужды, необходимости в материальных и духовных, физических и психических, интеллектуальных и эмоциональных ценностях. И по этому механизму в процессе деятельности формируются духовные и физические качества человека, его способности. А затем эти различные, разносторонние способности раскрываются, реализуются в процессе жизни, труда, быта, военного дела, как в интересах самого человека, так и в интересах общества, создания его материальных и духовных ценностей.
К числу наиболее общих социальных, сверх природных потребностей относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, во всесторонне и гармонически развитых людях и в создании объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований. Это, прежде всего, обусловлено социальным строем, уровнем и характером развития производительных сил (людей, техники, науки, искусства) и взаимоотношениями людей в процессе производства. Эта потребность, с позиции здравого смысла, присуща любому здравомыслящему человеку.
Осознание роли физической культуры в жизни человека и общества усилилось в последние десятилетия. Стимулом для этого является значение физической культуры и спорта как фактора совершенствования природы человека и реальной физической активности в повседневной жизни. Физическая культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс гигиенических факторов, а также режим труда, быт, отдых, определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.
Неоспоримые факты: мода всех континентов Земли рождается в Париже, Мекка киноиндустрии – это Лос-Анжелес, а мировая столица вольной борьбы находится в России, в небольшом городке, который даст сто очков вперед любому населенному пункту планеты по количеству спортивных звезд на душу населения. И имя этому городу – Хасавюрт. Российская интеллигенция десятки лет ищет национальную идею. В Хасавюрте нашли идею межнациональную: спорт сближает крепче родной крови. Спортивные достижения земляков – предмет гордости каждого горожанина.
38 лет назад хасавюртовские вольники впервые выиграли молодежное первенство России. С тех пор пошли результаты. Начиналось все со спортивной школы Алихана Джамалдинова, первого чеченца – чемпиона России (до войны в грозненском музее его портрет находился рядом с портретом Махмуда Эсембаева). Сегодня детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Спартак» – гордость и надежда Хасавюрта. В летнее время через его спортивный лагерь проходит до тысячи детей в потоке. И в абсолютном большинстве своем они получают такой заряд уверенности в себе и завтрашнем дне, такую ясность мышления и нравственные установки, которые не позволят им попусту прожигать жизнь или попасть в сети вербовщиков-сектантов.
Хасавюрт является настоящей мировой столицей не только по количеству чемпионов на душу населения, но и по уровню подготовки и проведения международных состязаний. Один Международный турнир имени Шамиля Умаханова чего стоит! Мавлет Батыров, Бувайсар Сайтиев, Мурад Гайдаров, Рамазан Ирбайханов, Мурад Умаханов, Махач Муртазалиев – их имена навсегда остались на звездной карте спортивного мира. Город Хасавюрт не случайно называют кузницей спортивных кадров мирового уровня, а трехкратный чемпион Олимпийских игр, семикратный чемпион мира и Европы Александр Медведь назвал Хасавюрт «Меккой вольной борьбы». Здесь функционируют 5 школ высшего спортивного мастерства, в том числе 3 школы олимпийского резерва, 2 спорт-интерната, училище олимпийского резерва, Дворец спорта на пять тысяч мест и Центр развития дзюдо. Если посчитать, сколько медалей завоевано спортсменами – воспитанниками Хасавюртовской школы борьбы на чемпионатах России, Европы, мира, на Олимпийских играх, сомневаюсь, что найдется государство с таким количеством наград.
Сделаю вывод. Признаками здорового общества является не только хорошее состояние экономики и дружественное к человеку законодательство, но и высокий уровень развития культуры. Именно от уровня культурного развития общества зависит то, каким будет будущее страны. Культура – это не только высокий уровень образования, экономики, социальной сферы, это и высокая физическая подготовка человека. В процессе занятий физкультурой воспитываются такие морально-волевые качества, как мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, организованность, сознательная дисциплина, чувство дружбы и товарищества, четкость в работе, привычка к порядку.
Таким образом, роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности очень велика. Человек должен уметь отвлеченно мыслить, вырабатывать общие положения и действовать согласно этим положениям. Но недостаточно просто уметь рассуждать и делать выводы – необходимо уметь применять их в жизни, достигать намеченной цели, преодолевая препятствия, встречающиеся на пути. Это же может быть достигнуто только при правильном физическом образовании.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.