Абакаров Ахмед Магомедрасулович
Хасавюртовский
филиал Дагестанского государственного университета
ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА-ЧАСТЬ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА
Процесс развития
культуры состоит в том, что человек одновременно и создает, творит культуру,
опредмечивая в ней собственные сущностные силы, и формирует себя в качестве
общественного существа, осваивая предшествующую культуру. И свести весь этот
процесс только к чисто «духовной» деятельности, игнорировать аспекты физической
культуры, физического его развития и воспитания – значит не только обеднить сам
процесс, но и дать неверное толкование его сущности.
Физическая культура –
часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности,
направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека
и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.
Это особая и
самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновременно с общей
культурой человека. Физическую культуру можно рассматривать как специфическую
реакцию на потребности общества в двигательной активности и способ
удовлетворения этих потребностей.
Физическая культура
направлена на укрепление и повышение уровня здоровья. Она выполняет социальную
функцию – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. В настоящее
время возросло понимание физической культуры как общественной и индивидуальной
ценности, что позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного
мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым.
Если еще в не очень далеком прошлом занятия физическими упражнениями были
уделом энтузиастов, спортсменов и физкультурников, то в настоящее время они
становятся все более необходимой составляющей образования и здорового образа
жизни каждого человека. Одной из основных задач цивилизованного общества
является внедрение в повседневный режим жизни активной двигательной
деятельности. Важнейший мотив этого – стремление повысить устойчивость
организма к различным неблагоприятным условиям внешней среды, сохранить
здоровье, активную трудоспособность и устранить проявления хронической
патологии.
Целью физической
культуры и спорта является также расширение диапазона максимально предельных возможностей
организма здоровых людей для сохранения устойчивого состояния и способности к
преодолению экстремальных факторов, связанных с определенными условиями труда и
общественной деятельности человека.
Личность развивается
в основном в процессе деятельности и конкретных ее видов. Основными
универсальными ее видами являются: познавательная, трудовая, коммуникативная,
игровая. Человек, по существу, и является продуктом этих видов деятельности.
Деятельность представляет собой процесс освоения мира, как в целом, так и в
конкретных его проявлениях. Другими словами – это человеческая активность,
направленная на освоение окружающей действительности, на ее совершенствование в
интересах человека, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека.
Она неразрывно
связана с потребностями, поскольку вся история человеческого общества есть не
что иное, как деятельность по удовлетворению его потребностей. Существует два
класса, два условия потребностей: естественные – докультурные и человеческие –
социальные, культурные. К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе,
движении, потребности размножения, защите потомства. Они в полной мере присущи
как животным, так и человеку, но в человеческом обществе они детерминированы
социальными условиями.
Культурные,
человеческие потребности не даны, а только «заданы» природой; они формируются в
процессе воспитания и различных видов деятельности. Уровень их сформированности
и осознанности зависит от качества деятельности человека по удовлетворению
осознанной им нужды, необходимости в материальных и духовных, физических и
психических, интеллектуальных и эмоциональных ценностях. И по этому механизму в
процессе деятельности формируются духовные и физические качества человека, его
способности. А затем эти различные, разносторонние способности раскрываются,
реализуются в процессе жизни, труда, быта, военного дела, как в интересах
самого человека, так и в интересах общества, создания его материальных и
духовных ценностей.
К числу наиболее
общих социальных, сверх природных потребностей относится необходимость создания
здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, во всесторонне и гармонически
развитых людях и в создании объективных условий для свободного и безграничного
развития их сил, способностей и дарований. Это, прежде всего, обусловлено
социальным строем, уровнем и характером развития производительных сил (людей,
техники, науки, искусства) и взаимоотношениями людей в процессе производства.
Эта потребность, с позиции здравого смысла, присуща любому здравомыслящему
человеку.
Осознание роли
физической культуры в жизни человека и общества усилилось в последние
десятилетия. Стимулом для этого является значение физической культуры и спорта
как фактора совершенствования природы человека и реальной физической активности
в повседневной жизни. Физическая культура посредством физических упражнений
готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь
комплекс гигиенических факторов, а также режим труда, быт, отдых, определяющих
состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической
подготовки.
Неоспоримые факты:
мода всех континентов Земли рождается в Париже, Мекка киноиндустрии – это
Лос-Анжелес, а мировая столица вольной борьбы находится в России, в небольшом
городке, который даст сто очков вперед любому населенному пункту планеты по
количеству спортивных звезд на душу населения. И имя этому городу – Хасавюрт.
Российская интеллигенция десятки лет ищет национальную идею. В Хасавюрте нашли
идею межнациональную: спорт сближает крепче родной крови. Спортивные достижения
земляков – предмет гордости каждого горожанина.
38 лет назад
хасавюртовские вольники впервые выиграли молодежное первенство России. С тех
пор пошли результаты. Начиналось все со спортивной школы Алихана Джамалдинова,
первого чеченца – чемпиона России (до войны в грозненском музее его портрет
находился рядом с портретом Махмуда Эсембаева). Сегодня детско-юношеская
спортивная школа олимпийского резерва «Спартак» – гордость и надежда Хасавюрта.
В летнее время через его спортивный лагерь проходит до тысячи детей в потоке. И
в абсолютном большинстве своем они получают такой заряд уверенности в себе и
завтрашнем дне, такую ясность мышления и нравственные установки, которые не
позволят им попусту прожигать жизнь или попасть в сети вербовщиков-сектантов.
Хасавюрт является
настоящей мировой столицей не только по количеству чемпионов на душу населения,
но и по уровню подготовки и проведения международных состязаний. Один
Международный турнир имени Шамиля Умаханова чего стоит! Мавлет Батыров,
Бувайсар Сайтиев, Мурад Гайдаров, Рамазан Ирбайханов, Мурад Умаханов, Махач Муртазалиев
– их имена навсегда остались на звездной карте спортивного мира. Город Хасавюрт
не случайно называют кузницей спортивных кадров мирового уровня, а трехкратный
чемпион Олимпийских игр, семикратный чемпион мира и Европы Александр Медведь
назвал Хасавюрт «Меккой вольной борьбы». Здесь функционируют 5 школ высшего
спортивного мастерства, в том числе 3 школы олимпийского резерва, 2
спорт-интерната, училище олимпийского резерва, Дворец спорта на пять тысяч мест
и Центр развития дзюдо. Если посчитать, сколько медалей завоевано спортсменами
– воспитанниками Хасавюртовской школы борьбы на чемпионатах России, Европы,
мира, на Олимпийских играх, сомневаюсь, что найдется государство с таким
количеством наград.
Сделаю вывод. Признаками
здорового общества является не только хорошее состояние экономики и
дружественное к человеку законодательство, но и высокий уровень развития
культуры. Именно от уровня культурного развития общества зависит то, каким
будет будущее страны. Культура – это не только высокий уровень образования,
экономики, социальной сферы, это и высокая физическая подготовка человека. В
процессе занятий физкультурой воспитываются такие морально-волевые качества,
как мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли,
навыки коллективных действий, организованность, сознательная дисциплина,
чувство дружбы и товарищества, четкость в работе, привычка к порядку.
Таким образом, роль
физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности очень
велика. Человек должен уметь отвлеченно мыслить, вырабатывать общие положения и
действовать согласно этим положениям. Но недостаточно просто уметь рассуждать и
делать выводы – необходимо уметь применять их в жизни, достигать намеченной
цели, преодолевая препятствия, встречающиеся на пути. Это же может быть
достигнуто только при правильном физическом образовании.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.