24 января 2012 г.

Украинцева Анастасия Сергеевна
Хасавюртовский педагогический колледж имени З.Н. Батырмурзаева

ЗНАМЕНСКИЙ СОБОР В ХАСАВЮРТЕ – ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Охрана памятников культуры в наше время – сложная задача. Над ее решением трудятся люди самых разных профессий: философы и историки, архитекторы и археологи, инженеры и реставраторы. Сложность этой проблемы проступает наиболее очевидно и у нас в республике, где исторически переплелось множество самых различных культур и культурных влияний. Одним из заметных памятников культуры Дагестана является православный храм во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы в Хасавюрте.
Прославление древней чудотворной иконы Знамения Пресвятой Богородицы совершилось в XII веке. Это произошло во время похода сына Андрея Боголюбского Мстислава на Великий Новгород. Во время осады города тучи стрел летели в то место, где находился образ Богородицы. Одна из них попала в икону. Из святого образа потекли слезы – произошло чудо. Увидев это, святитель воскликнул: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы! Царице! Ты даешь нам Знамение, что этим образом молишься пред Сыном Твоим и Богом от избавления града». У нападавших по преданию помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Враг был разбит. Икона представляет собой Богоматерь с молитвенно поднятыми руками и являемым на лоне Ее Божественным младенцем. На иконе остался след от стрелы, над левым оком Богоматери.
Ранее на месте хасавюртовского собора находилась деревянная церквушка. Она не соответствовала количеству постоянно прибывавшего православного населения Хасавюртовского округа, численность которого в начале XX века составляла более 90 тысяч человек. Поэтому 29 апреля 1901 года состоялся слободской сход, на повестке которого основным вопросом было определение места для постройки новой церкви. На слободском сходе принято решение: «Как одно из мест, пригодных для постройки церкви является бульвар [сейчас улица Тотурбиева], где ныне существует временная православная церковь». Данный документ как ходатайство с приложением 274 подписей крупных собственников был направлен начальнику Терской области во Владикавказ. Ходатайство было удовлетворено.
История собора неразрывно связана со строительством Владикавказской железной дороги. Значение Хасавюрта как торгово-экономического центра еще больше возросло после окончания строительства железной дороги (1893-1897). С открытием движения по железной дороге Хасавюрт становится не только узловым центром кумыкской плоскости, но и крупным торговым центром. Это способствовало быстрому росту населения слободы, расширению торговли, промышленно-кустарного и сельскохозяйственного производства. В слободе начали интенсивно развиваться товарно-денежные отношения, усилился приток капитала извне. Эти обстоятельства создали предпосылки для развития культуры.
Постройка собора была приурочена к 300-летию династии Романовых, которое отмечалось в 1913 году. По вопросу начала строительства существуют разные мнения. По одним сведениям, строительство было начато в августе 1901 году, по другим – в 1905 году. Строительство поручили старшему инженеру строительного управления области А. Ковалеву. Проект и чертежи подготовил заместитель начальника управления П. Рябикин. По другим данным, строительством собора руководил священник Василий (Дробышев). Он же вел закон божий в мужском двухклассном и женском одноклассном слободских училищах (ныне средняя школа № 4).
Несмотря на сложность и тонкость внешней архитектуры, кладочные и шлифовальные работы шли быстро, но последовательно. Строился собор на благотворительные средства жителей слободы и Хасавюртовского округа. Камень, кирпич, керамику заготавливали на месте. Известно, что для цементно-известкового раствора собирали куриные яйца.
По причине того, что документов по строительству собора очень мало, спорным остается вопрос об открытии храма. По некоторым сведениям, торжественное открытие состоялось в январе 1905 года. По другим – первое богослужение прошло 7 сентября 1912 года и было посвящено 100-летию Бородинского сражения 1812 года. Со слов старожилов, внутреннее оформление храма было необычайно великолепным. Храм высотой 45 метров имеет симметричную художественную архитектуру. Он представляет собой крестовокупольное сооружение, которое возвышают девять куполов в честь девяти ангельских чинов.
Во время Гражданской войны в апреле 1918 года внутреннее убранство собора сгорело. В 1939 году храм был закрыт. С 1940 по 1943 годы помещение храма использовалось под склад. В 1943 году очередной пожар уничтожил все внутреннее убранство, росписи храма и лепнину. После войны в 1945 году храм был возвращен верующим и в нем возобновлены богослужения.
Долгое время после открытия в храме отсутствовал пол, люди молились на земляном полу. В храме в 1950-х годах совершал богослужения, почитаемый народом старец отец Андроник – насельник ликвидированной безбожниками Глинской пустыни.
В настоящее время храм переживает непростые времена. Из-за оттока русскоязычного населения из города и района значительно сократилось число прихожан. Полностью уничтожен внутренний архитектурный ансамбль собора, вся прихрамовая территория застроена. После пожара, случившегося в 1918 году, так и не было восстановлено внутреннее убранство храма, о котором осталась лишь противоречивая информация от прихожан. На сегодняшний день стены величественного сооружения даже не оштукатурены.
Храм находится в республиканской собственности. Правительство Дагестана и муниципальные органы Хасавюрта периодически помогают храму финансово, но этих средств недостаточно. Здание нуждается в незамедлительном восстановлении, крыша течет, в куполах появились трещины, осыпается внешний отделочный кирпичный слой и штукатурка, вываливаются окна. Если не найдутся спонсоры и не будут выделены необходимые средства, то уже в ближайшем будущем Дагестан может лишиться этого величественного памятника архитектуры.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.