24 января 2012 г.

Загирова Фатима Атаевна
Хасавюртовский филиал Дагестанского государственного университета

ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА

«Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие».

Что же такое музыка? Толковый словарь дает нам простое определения слова «музыка» – искусство стройного и согласного сочетания звуков, как последовательных, так и совместных.
Музыка существует уже несколько тысяч лет. Началось все очень давно, так давно, что еще не было никакой нотной грамоты. Современный музыкант должен владеть нотной грамотой, знать теорию музыки. Но главное не в этом. Важно, чтобы музыка стала частью музыканта, его инструмент – это его душа и сердце, и главное не человек владеет инструментом, а инструмент человеком. Более того, что-то сверхъестественное вдохновляет, необъяснимые силы порождают гениальный звук.
Воззрений на музыку было множество и сначала существования философии ученые древности пытались структурировать ее значение по нескольким направлениям. Сегодня можно выделить социальные, психологические, физиологические, воспитательные, энергетические концепции определения музыки. Своим вниманием ее не обошли Аристотель, Гераклит, Демокрит, Конфуций, Пифагор, Платон, в учениях которых прослеживаются все эти линии. Аристотель считал музыку средством воздействия на психику человека, способом его гармонизации с общественной жизнью. Пифагор разработал понятие-учение об эвритмии, которая понималась как « способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях – не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре отведена своя роль.
Платон пошел еще дальше. Его воззрения на музыку можно считать первыми социально-культурологическими изысканиями. Он прямо связывает звучащую музыкальную среду, распространенность определенных музыкальных произведений с духовным могуществом, силой государства. Он считал, что «сила государства находиться в прямой зависимости от того , в каких ладах и ритмах в нем звучит музыка».
Я могу сказать, что музыка была во все времена неотъемлемой частью общества. Как и у всех на этой планете и у музыки есть свой прародитель. Прародительницей всех музыкальных композиций можно по праву считать так называемую «физиологическую» музыку, она помогает как работать, так и расслабиться. Люди получают наслаждения от прослушивания какой-либо музыки. Она пробуждает в нас эмоции и чувства. Одна музыка заставляет плакать и засыпает мурашками, другая действует лучше снотворного, а третья заставляет плясать без устали. Музыка способна говорить красноречивее слов и играть красками. Гармоничное сочетание звуков, различных по оттенкам, силе и высоте, с тишиной перерождается в великолепную мозаику. Мы не просто слышим музыку, благодаря музыке, мы учимся чувствовать жизнь, порою изменяя что-то в себе и в своей жизни. Воспринимаем музыку мы не только ушами, но и всем своим существом.
Что главное в музыке? В музыке важно все. Музыка – это пища, а пища должна быть разной. В изобилии музыкальных продуктов можно выделить духовную музыку. Как сорвать плоды этой духовной музыки и вкусить их? Попробовать, покритиковать, откусить и выкинуть хочется? Дело в том, что копать можно глубоко, можно метаться из угла в угол, а все просто и рядом. Духовная музыка – это музыка света. Музыка которая несет свет и тепло, радость и истинное добро. Такой истинный свет, он не обжигает глаза, он только греет и ласкает ресницы. Эта музыка открыта человеку с добрым сердцем. Эта музыка жива, как река. У нее нет стандартов. Она может быть сыграна на любом музыкальном инструменте. И классифицировать ее очень сложно, да и кому это нужно. Важно больше то, ради чего она есть и присутствует здесь. Есть мастера, которым даже нет дела и значения, на каком инструменте музицировать ее. Она – музыка – будет исходить из его чистого, как небо, сердца. Сказать, что духовная музыка прекрасна, означало бы ничего не сказать. Счастливых людей она делает еще счастливее, несчастным помогает найти то, что они потеряли. Кроме того, музыка является средством общения и сплочения людей, она способствует исчезновению барьере между людьми. Каждый испытывает чувство единения, всеобщего воодушевления от сознания причастности к образовавшейся группе людей, объединенной музыкой. Эта всеобщность отражает наиболее значимые черты музыкальной культуры народа, нации, региона и позволяет наделить его конкретными колористическими характеристиками.
В процессе своего развития народ выстраивает вокруг себя те произведения, которые наиболее полно соответствуют его ментальности, окружающей природной среде, условиям хозяйствования, то есть формирует свою музыкальную культуру. Музыка в этом случае становится социологической и культурологической категорией, которая отвечает за эмоциональное состояние и дух нации и транспонируется в музыкальную культуру. В силу этого, музыкальная культура – совокупность музыкальных ценностей, их производство, хранение и распространение. Музыкальная культура каждого народа обладает специфическими чертами, которые проявляются, прежде всего, в народной музыке. И, конечно же, такими специфическими чертами обладает дагестанская музыка.
Многонациональный характер дагестанской культуры определили исключительное богатство и многообразие тем и жанров народной музыки, разнообразие инструментария. При яркой самобытности музыкального искусства каждой национальности Страны гор дагестанской народной музыке в целом присуще значительное единство, обусловленное общностью исторических судеб. Своеобразие дагестанской музыки заключено в том, что все  народности, населяющие нашу республику, так или иначе повлияли на ее мелодичный характер. Хотя в целом дагестанской музыке присуще единство, она органично вобрала в себя все лучшее, что было создано народами Дагестана, и на основании такого синтеза появилось нечто самобытное, оригинальное. Поэзия ашугов всегда вызывала восхищение: бесконечные песни о героях, о войнах и царях, сдобренные острыми, удачными словами, по-восточному цветистыми сравнениями, в сопровождении сладкоголосого саза и сейчас являются непременным компонентом традиционного кавказского застолья. Песни и танцы для народов Дагестана – неотъемлемая часть жизни. Но дагестанская музыка не укладывается в одно лишь понятие «народная музыка». Здесь творили и продолжают развивать народные традиции профессиональные музыканты и композиторы. Одним из них является народный композитор и наш земляк Георгий Исмаков.
Талантливый и любимый композитор многих поколений дагестанцев, он является одним из ярких представителей многонационального Дагестана. Георгий Исмаков родился в 1940 году в музыкальной семье в знаменитом кумыкском ауле Аксай Хасавюртовского района. Тат по рождению, кумык по духу и менталитету, Георгий Исмаков еще в юные годы в 1958 году написал свою первую песню «Аксаевский вальс» на кумыкском языке, которым он владеет в совершенстве. Это произведение полюбилось всем сразу же и получило очень широкое распространение в Дагестане и за его пределами. Жизнь его оказалась счастливой и долгой, вальс продолжает звучать и по сей день. В молодые годы композитор участвовал в районных и республиканских конкурсах песни и неоднократно занимал призовые места.
Свою жизнь Георгий Исмаков посвятил искусству. Получив музыкальное образование, он всю жизнь занимается педагогической деятельностью, совмещая ее с песенным творчеством. С начала 1960-х годов прошлого века и по наши дни композитором написано на разных языках много песен, ставших широко популярными. Они продолжают звучать как в исполнении профессиональных, так и начинающих певцов в концертных залах по всему миру, получая высокую оценку. Мы можем смело утверждать, что Георгий Исмаков своим вдохновенным и бескорыстным трудом внес огромный вклад в музыкальное искусство кумыков и всего Дагестана, оставил неизгладимый след в их памяти.
Творчество и талант Георгия Исмакова отмечены высокой наградой правительства Дагестана: ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Дагестан». В 1980-е годы, когда набирал силу исход наших сограждан татской национальности из Хасавюрта, Георгий среди своих друзей кумыков все отшучивался, что, достигнув 30 лет, стал кумыком и не собирается уезжать вслед за сородичами на «землю обетованную», чтобы в грядущие годы пытаться стать кем-то еще. Но жизнь распорядилась иначе: Г.А. Исмаков также покинул свой родной Хасавюрт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.