24 января 2012 г.

Мурадбегова Сапият Загиргаджиевна
Хасавюртовский филиал Дагестанского государственного университета

МУЗЕЙ – ОВЕЩЕСТВЛЕННОЕ ХРАНИЛИЩЕ ВРЕМЕНИ

С древних времен люди начали осознавать, что им необходимо особое пространство, которое будет поддерживать связь с высшими идеалами, помогать осмыслению и познанию мира, собственного места в мире, которое будет воплощать идеи наследия, преемственности традиций и обычаев.
Музей – уникальное явление истории и культуры, общественное хранилище времени. Он выступает средством расширения культурного горизонта, оформляет в историческом конспекте процессы общения и взаимодействия носителей различных культур и субкультур, представителей различных социальных, возрастных, этических групп. В широком смысле музеем называется любое собрание, выставка, коллекция.
До того, как музей стал социальным институтом новоевропейской культуры, он прошел долгий процесс коллекционирования предметов культуры и природы, которые в разные исторические эпохи наделялись определенной ценностью. Этот процесс «музеефикации» предметов уходит истоками в первобытное общество.
Возникновение музея как феномена культуры основывалось на преодоление порядка существования, то есть на вытеснении старшего поколения младшим. Первобытный человек жил как бы в двух временных пластах: он устремился в будущее и обращался в прошлое – к своему истоку, носителем, которой были предки, оставшиеся в памяти, и старики – хранители живой традиции. Первобытный музей создавал то пространство, где каждый участник ритуала ощущал себя частицей рода, переписывая традицию не как нечто прошедшее, а как постоянно текущее настоящее, в котором авторитет старших был абсолютной ценностью, которой был глубоко символичен, отсюда образ мудрого старца воплощал потребность удержать прошлое в него целостном бытии, культивируя тем самым идею «музейности».
Прежде всего, попробуем определить истоки возникновения музея как феномена культуры, а затем выявить, есть ли у современных музейных учреждений перспективы и потенциалы развития или же он лишь продукт определенного исторического периода, вместе с которым и должен уйти в прошлое.
Под ролью музеев понимается мера их влияния на окружающее пространство, степень участия в жизни города и его жителей, а место – это определенное положение, занимаемое музеем в культурном пространстве города. Без определения музеями своей роли и нахождения ими места в этом пространстве невозможна их полноценная деятельность.
Смена идеологических установок и, как следствие, растерянность, новые экономические условия и нехватка финансирования, спад посещаемости, заставляющий переориентироваться с обслуживания туристского потока на работу с городскими сообществами, возникновение конкурирующих с музеями институций – со всеми этими проблемами столкнулись многие провинциальные музеи.
Ныне существующие краеведческие музеи возникли давно, в иных условиях и с другими целями, в отличие от тех рамок развития культуры и тех ее направляющих, которые господствуют в наши дни. Неудивительно, что для подобного типа краеведческих музеев угроза оказаться невостребованными очень высока. Иной современный взгляд на культуру, проведение досуга, на образование, переосмысление истории просто вычеркивает их из потребностей в духовной сфере жизни человека. За последнее время серьезно изменился посетитель музея. Очевидно, чтобы заинтересовать его, должен измениться и сам музей.
Директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский отмечал: «Нынешний посетитель – уже не те необразованные массы, сейчас это уже достаточно грамотные люди, которые уверены в собственной образованности, поэтому все методы просвещения должны быть тонкими, изящными и больше связанными с прямым подчинением какого-либо удовлетворения от посещения музея». Переизбыток информации, ее доступность через различные каналы связи является причиной того, что музей уже не может привлекать только как источник знаний. Теперь, чтобы выполнять свои задачи, он скорее должен стать одновременно и центром досуга.
Совершенно очевидно, что современный музей должен уметь преподать себя, ему нужно обратиться к созданию своего имиджа, к поиску спонсоров и конкурентной борьбе за посетителя.
Он должен знать своих посетителей, обязан стать модным, вызывающим любопытство, доступным, уютным, красивым. А экспозиция музея должна заговорить со зрителем на нормальном, современном языке, увлечь его своей тематикой, удивить, и навести на размышления и открытия.
Одновременно с этим передовая музейная практика демонстрирует серьезный потенциал влияния музеев на современную культурную ситуацию. Сегодня многие рассматривают музей как центр информации, культурный центр, центр научной и художественной жизни, как место встречи различных возрастных, социальных, профессиональных или этнических групп, для каждой из которых посещение музея имеет свой специфический смысл, не всегда сводящийся к воспитательному. Музей перестал замыкаться в своих стенах и пытается распространить своё влияние за пределы отведённой ему территории, доказывая свою значимость. Заметен начавшийся процесс изменения социальной роли музея, перестройки форм и методов работы, направленной на повышение эффективности взаимодействия музея с обществом.
Каждый регион, каждая территория, каждый город уникальны, они обладают историко-культурным потенциалом, который может быть использован для их развития и формирования сознания людей. Необходимо определение региональным сообществом своего места во времени и пространстве. Это определение, этот поиск может происходить с помощью таких понятий, как «история», «память», «наследие», выявления «лица» и «души» территорий и местных «мифов», вовлечение в оборот историко-культурного наследия. Важную роль в этом процессе могут и должны играть музеи. Необходимо осознать своеобразность каждого региона и согласно этому строить музей, ведь любой провинциальный музей является по своей сути – краеведческим.
Краеведческий музей – сложное культурное явление, прошедшее длительный путь исторического развития. Это и хранилище остатков прошлого, и место для демонстрации, выставочное пространство и исследовательский центр, в котором ведется поиск, собрание, научная обработка экспонатов. Ограниченность культурного пространства краеведческого музея в любом провинциальном городе возлагает на него особую ответственность. В маленьком городе такой музей чаще всего бывает единственным, поэтому экспозиция музея призвана создать наиболее полное представление о городе, окружающий его местности.
Краеведческий музей в Хасавюрте имеет долгую историю. Еще в 1960-е годы краевед-энтузиаст, адвокат Салаватов стал собирать в своем служебном кабинете уникальные экспонаты национальной культуры дагестанцев. Он так заразил жителей города своим стремлением сохранить памятники старины, что к нему вереницей потянулись люди, неся сохранившиеся дома фотографии, монеты, старинную домашнюю утварь. Он еще не думал об экспозиции, не думал о музее, но уже тогда можно было прийти в его маленький кабинет, чтобы прикоснуться к истории своего края.
Краевед-энтузиаст – это явление особое, исключительное, достойное большого уважения. И работа такого человека никогда не исчезает бесследно. Дело Салаватова продолжил учитель, ветеран войны, Борис Петрович Дорогобед.
Он обосновался в Хасавюрте в 1956 году, устроился военруком в среднюю школу № 4. Впоследствии работал на консервном заводе, заведовал книжным магазином, закончив заочно с отличием Московский книготорговый техникум. В 1966 году поступил на заочное отделение исторического факультета Дагестанского государственного университета и стал преподавать историю. Проработал в школе до 15 января 1990 года, дал путевку в жизнь тысяче питомцев, удостоившись высокого звания «Заслуженный учитель Республики Дагестан» и сыскав всеобщее уважение горожан. Борис Петрович не ограничивал свою деятельность преподаванием любимого предмета. С осени 1967 года он вплотную занялся краеведением и поисковой работой следопытов. Преодолел множество горных дорог и троп Дагестана. Собранные материалы по истории Хасавюрта, а также документы о героических подвигах земляков стали фундаментом открытого в 1990 году городского краеведческого музея. Центральное место в экспозиции нового музея заняла коллекция Салаватова.
К сожалению, начавшийся во многих регионах страны процесс изменения социальной роли музея, перестройки форм и методов работы, направленной на повышение эффективности взаимодействия музея с обществом, почти совсем не коснулся нашего музея. Ветхие витрины, неприспособленность помещения и немое пространство подталкивают к размышлению о какой-то ненужности музея в нашем городе.
После посещения музея в памяти остается образ города. И все предметы в нем должны не просто защищать свою значимость, они должны дополнять друг друга, в них должны быть заложены краски, контуры и штрихи, создающие большой портрет города. Сегодня в арсенале современной музейной культуры есть масса возможностей не только сохранить экспозицию, но и сделать музей центром культурной жизни города. Одно из главных условий, на мой взгляд, это желание заразиться энтузиазмом основателей музея.
В заключении хочу отметить, что переполнение современного культурного пространства разнообразной информацией, расцвет массовой культуры, делают вопрос об определении места музея в своевременной культуре важным для выживания самого искусства и сохранения целостности культуры. Одно из направлений развития современного музея является использование современных технологий – новые средства коммуникации представляют ранее неизвестные возможности для развития музейно-выставочного потенциала.
Многие музеи, выставочные залы, отдельные авторы создают собственные сайты, видеофильмы о своей деятельности. Конечно, можно долго говорить о том, что ничто не заменит подлинник, но это актуально, скорее, для больших музеев, больших городов, а в провинции возможность увидеть работы великих мастеров, узнать о единомышленниках, получить информацию, часто можно только в интернете.
Музей может иметь свою страничку в Интернете, периодически обновляя ее. Он может знакомить своих пользователей с текущими и перспективными направлениями деятельности, предстоящими мероприятиями, участвуя в телеконференциях, может поддерживать профессиональный имидж, расширять сферу своих услуг и активно рекламировать их. Это поможет музею конкурировать с массовой культурой, что особенно важно в процессе воспитания молодежи.
Меняющийся музей в меняющемся мире – это отражение существующей реальности. Очевидно, что музей сегодня – это не только храм культурного наследия, хранилище времени. Сегодня он должен стать центром коммуникации, культурной информации и творческих инноваций.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.