26 января 2012 г.

Казалиева Джамиля Изамудиновна
Хасавюртовский педагогический колледж имени З.Н. Батырмурзаева

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА БОТАЮРТ

Задолго до возникновения крепости Хасавюрт в девяти километрах севернее ее существовало крупное кумыкское селение Ботаюрт. Оно основано в 1825 году на лесной опушке, на левом равнинном берегу реки Акташ, когда она впадала в Сулак у селения Костек. Вскоре Акташ, изменив свое русло, примерно в пяти километрах южнее Ботаюрта, потек на север и близ села Кадыротар, соединившись с рекой Ярыксув, стал впадать в правый рукав реки Терек. Природные условия Ботаюрта – континентальность 50 %, которая уменьшается к востоку и северо-востоку к Каспийскому морю. Безморозных дней – 235. Средняя дата наступления первого мороза – 7 ноября, а последнего – 7 апреля. Вегетационный период начинается с середины марта и длится до конца ноября.
Жаркий период начинается с 7 мая, когда температура достигает 20 градусов тепла и заканчивается 7 октября – всего 148 дней.
Среднее количество осадков в Ботаюрте – 480 мм. Отрицательный фактор – ветры, особенно восточного характера (кабу ел).
Растительный и почвенный покров в недалеком прошлом формировались исключительно под воздействием избыточного увлажнения и под влиянием разливов, а так же грунтового увлажнения (изгар), которого не знают предгорные кумыкские селения.
Территория Ботаюрта и ее земель сложена проаллювиальными отложениями древнего конуса реки Акташ мощностью в несколько десятков метров, при общем наклоне на северо-восток. Морские отложения Каспия перекрыты отложениями рек и озер.
Вот на таком участке своего родового владения (аталык) бии Айдемировы из Эндирея решили построить «ата къабакъ» – вотчинное селение. Первоначальными жителями его были удельные крестьяне мирзы Ботая Айдемирова, переселенные туда из квартала Бораганавул Эндирея.
В честь владельца новое поселение названо – Ботаюрт. Впоследствии в данный населенный пункт бии переселили часть крестьян из других кварталов Эндирея: Мухавул, и Захавул.
Рядом с Ботаюртом, в полутора километрах от него к северо-востоку, также на левом берегу старого течения реки Акташ, ныне называемого Гурлевук, появился небольшой авул. Его жители раньше составляли квартал Эндирея под названием «Умашавул» по имени его хозяина Умаша Казбекова. Жители, переселяясь на новое место, сохранили старое название своего квартала. Так возник Умашавул близ Ботаюрта. Предводителями его населения были сала оьздени из Эндирея.
В кумыкском отделении архива наместника Кавказа сохранилось дело о споре из-за Ботаюрта Костекских биев – Казаналипова и Хамзина с подполковником Хасаем Мусаевичем Уцмиевым – сыном генерал-майора русской армии, Главного пристава Кумыкии Мусы Уцмиева. Дело начато 20 октября 1850 года и окончено 11 апреля 1851 года.
Привожу текст прошения князей Алисултана Казаналипова и Чупана Хамзина на имя наместника Кавказа, генерал-адъютанта, князя М.С.Воронцова: «... есть деревня,– пишут они,– по имени Ботаюрт, владельцами были эндиреевский князь Айдемир Айдемиров и оьздень Муса Тутушев. Ботаюрт с принадлежащей землею состоит среди границ нашей земли. Однако покойный генерал князь Муса Уцмиев, до смерти своей несколько годов во время бывший Главным кумыкским приставом, купил оной Ботаюрт с землею, о том тогда давал нам знать. Несколько раз ему говорили, но он не принимал наши разговоры в резон, и как всем кумыкским владениям нар его обиды известны. Он обижал князей и узденей.
Мы из кумыкских князей и офицеров и сыновья его, князя Myсы Хасаевича, не выше нас и служит он [Хасай Мусаевич] русскому правительству не больше нас.
Мы можем на себя принять службу русскому правительству сердцем, не жалея души до последней капли своей крови».
Командующий войсками левого фланга Кавказской линии потребовал объяснения от причастных к спору лиц. Подполковник Хасай Мусаевич Уцмиев в своем объяснении, поданном в 1850 году в Управление Командующего войсками, писал: «Отец мой купил Ботаюртовскую землю и более 15 лет мы владеем ею».
В объяснении подпоручика Мусы Эльмурзаевича Тутушева, поданном в Управление командующего, сказано, о том, что Муса Уцмиев купил у него «настоящею покупкою деревню Ботаюрт».
Командующий левым крылом Кавказской линии генерал-лейтенант Вельяминов дал ответ на жалобу эндирейских и костекских князей, где говорилось следующее: «В 1842 году в мою бытность во Внезапной генерал-майор Муса Хасаевич Уцмиев говорил мне, что в 1835 году купил у князей Айдемировых принадлежащую им землю с определением ей границ в том размере, которым пользовались жители Бораган-аула села Андреево».
Тяжба князей из-за Ботаюртовской земли закончилась в пользу князей Уцмиевых, которые переселились из Яхсая в Ботаюрт. И один из них полковник Хасай Мусаевич Уцмиев в урочище Узай-булак основал княжеское поместье, которое впоследствии стало называться «Муса-отар» в честь сына его основателя.
Во второй половине XIX века село Ботаюрт стало быстро расти. В пореформенный период там создается Ботаюртовское сельское управление. Согласно посемейному списку, составленному в 1886 году чиновником этого Управления, в селении Ботаюрт числилось 262 хозяйства, 697 мужчин, 636 женщин. В индивидуальных (частных) хозяйствах жителей было 316 коров, 323 волов, 102 буйвола, 167 буйволиц, 1725 баранов, 475 коз, 187 голов мелкого рогатого скота. Виноградных садов было 47 десятин. В селении действовало три мечети, работала одна мельница.
Общество села имело 6440 десятин земли, из них поливных 3940 десятин, неполивных – 2500. 25 дворов не имели доли от общественного надела.
Князья Уцмиевы на ботаюртовских землях владели огромными участками. Внук генерал-майора Мусы Хасаевича Уцмиева, сын полковника Хасая Мусаевича двадцатидвухлетний Муса Хасаевич, согласно переписи 1886 года, имел в своей собственности 2400 десятин земли, из них 1500 десятин поливных. Пахотной земли было у него 900 десятин. Он имел виноградник в одну десятину, баранов 175, коз 25, две коровы, 9 буйволиц и много другого богатства. Его двоюродные братья имели: четырехлетний Тажутдин Уцмиев – 900, 24-летний Кагерман Уцмиев – 1000, 15-летний Забит Уцмиев – более 1000 десятин земли.
262 крестьянским хозяйствам села Ботаюрт принадлежало 6440 десятин общественной земли, а пять семей Уцмиевых владели 5300 десятинами земли. Господские угодья располагались в основном в поливной зоне, у них были свои родовые оросительные канавы.
В связи со строительством Сулак-Юзбашского канала в 1875-1876 годах проблема полива общественных пашен облегчилась. Этот канал длиной в 60 верст проходил через селение Ботаюрт. Сельчане называли его «Койсув татавул», использовали его воду не только для полива, но и для питья и других хозяйственных дел. Наличие этого канала ботаюртовцам давало возможность содержать в хозяйстве водолюбивых животных – буйволов тягловых и буйволиц дойных.
Ботаюртовские буйволицы отличались упитанностью, обилием молока и его жирностью, а тягловые буйволы возили тяжелые стопудовые грузы из Хасавюрта в Кизляр и обратно. И это занятие называлось возить кире, а крестьян извозчиков называли киречи. В Ботаюрте было много киречи. Каждый из них имел тягловый скот и подводу. Запрягали ботаюртовцы не только буйволов, но волов и хороших лошадей. «Гамиш арба, оьгюз арба, ат арба»,– так назывались эти повозки. Отсюда ботаюртовцев могли называть и аробщиками – арбачылар. Арбачылар занимались перевозками грузов, выполняли основные транспортные работы в округе.
В 60-80-х годах XIX века в селении Ботаюрт жил Казак Татарханов – великий кумыкский поэт из Муселлим-авула Темирхан-Шуринского округа, его народ прозвал «Йырчи Казак», что значит «Казак-певец». В Ботаюрте он нашел приют после возвращения из Минской ссыльной тюрьмы, куда он был этапирован после приговора Шуринского народного суда, который лишил его свободы на три года по требованию шамхала Тарковского Абумуслима, обвинившего Казака в умыкании наложницы из дворца в Кафыр-Кумухе. Так как поэту после освобождения запрещалось проживать в родном селении Муселлим-авул, находившемся на подвластной шамхалу Тарковскому территории, он в 1861 году поселился в Ботаюрте, относящемуся к Терской области, вне власти шамхала Тарковского.
В Ботаюрте Йырчы Казак занимался мелкими ремеслами: сапожничал, был шорником, по найму выращивал бахчевые культуры, нанимался сторожем. Он женился на вдовушке Жаминат, которая по обычаю уважения к мужу называла его «Бойдагьым», что значит «холостой мой».
Йырчы Казак в Ботаюрте прожил около двадцати лет. За это время великий поэт сложил очень много йыров (песен), в которых воспеваются простые люди, разоблачается жестокость сильных мира сего – князей и биев. Бии ненавидели поэта за его едкие стихи. Особенно преследовали его старшины – представители царской администрации, устраивали козни. Неизвестный каратель однажды ночью послал к Йырчи Казаку убийцу. Вышел Йырчи Казак из дома на ночной зов и больше не вернулся в него, исчез навсегда. До сих пор неизвестно, кто и как его убил. Ботаюртовцы с прискорбием искали его тело в окрестностях села. Приехал в Ботаюрт с собакой-ищейкой и известный кумыкский поэт, преподаватель «татарского» языка в Петербургском университете Магомед Апенди Османов. Долго искала и ищейка, но Йырчи Казак не нашли ни живым, ни мертвым,
Подобных печальных событий немало происходило в селении, где на одной стороне бесправно жили угнетенные, а на другой – всесильные угнетатели. Но несмотря на эту несправедливость, рост и укрупнение Ботаюрта продолжалось.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.