26 января 2012 г.

Азиева Лидия Рамазановна
Хасавюртовский филиал ДГУ

ТАНЕЦ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Танец всегда занимал огромное пространство в жизни и повседневной культуре человечества. Ведь предпосылками его возникновения были элементарные потребности человека в труде, игре, охоте. Прежде всего, особенности танца зависят от религиозных верований, присущих определённому народу. Так как в основном танцы были составной частью обрядовой деятельности. Поэтому политические и социальные изменения также отражались на развитии этого вида искусства.
Стиль танцев в определённые культурные эпохи зависел не только от развития человечества, но и от развития других видов искусства. Так как, например, танец эпохи классицизма можно смело сравнить с архитектурой этого периода. Движения и пластика, танцующих также, как и линии зданий, чёткие и грациозные.
Возникновение новых видов танцев не зависит лишь от развития культуры в целом. Многие танцевальные направления появлялись вследствие синтеза уже известных танцев, или вследствие преемственности некоторых черт этого искусства у других культур.
Современными учёными уже доказано, что движения танцующего человека могут рассказать о нём многое. В танце неосознанно отражается личность человека и если внимательно приглядеться, то можно очень много рассказать о характере танцующего, его привычках, страхах, особенностях взаимодействия с разными людьми и с самим собой, его фантазии, отношение к себе и к миру, и многое другое.
В последнее время стало модно танцевать. Современная индустрия развлечений, в частности, танцевальная индустрия, стали мощным оружием психологического воздействия. Большое количество взрослых людей пошли в клубы, школы танцев, танцевальные коллективы и др., чтобы научиться танцевать. Многие родители повели детей, чтобы воплотить свои мечты, все чаще танец используют в рекламных роликах, где с помощью движения, экспрессии, музыки передается настроение, эмоции, и даже прививается стиль и вкус современной жизни.
Танец может стать смыслом жизни, ведь он помогает раскрепоститься и приобрести гармонию с самим собой. Это помогает человеку приобщиться не только к определённому виду искусства, но и к определённой культуре в целом. А значит танец – это средство понимания культуры и приобщения к ней.
Танец – возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танец, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрёл самостоятельное значение. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.
Танец демократичен. Он приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.
В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет ряд других функций, присущих культуре в целом.
Сегодня в мире трудно найти человека, который бы не знал зажигательную «лезгинку». Испокон веков через Кавказ проходили торговые пути, объединявшие Европу с восточными странами. Побывавшие здесь европейские путешественники обратили внимание на красивый и ранее нигде не видимый танец, который танцевали местные народы, именуемые «лезгинами». Что же такое «лезгинка»? Это своеобразное соревнование между молодыми людьми – быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец лезгин является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь.
Музыка «лезгинки» с четким ритмом и энергичными движениями привлекла к себе внимание многих известных композиторов. Так, Глинка в «Руслане и Людмиле», Рубинштейн в «Демоне» поместили бурную, полную стихийной силы и страсти «лезгинку». Композиция осталась популярной по сей день – очень часто к ней обращаются и современные авторы.
В старину говорили: «Дагестан – это птица и три драгоценных пера у нее в крыле: горы, море и все остальное: и дороги и реки, и деревья и травы, и песни и танцы». Каменная грудь Дагестана украшена ожерельями из ракушек, прибрежных камней и прибоя. Послами печали и радости, паспортами чести и храбрости всегда были в Дагестане песни. Звуки зурны, гармони, чонгура и барабана всегда предвещали в Дагестане рождение танца.
Дагестан не только «гора языков», как образно его называют, но и многоцветный ковер, сотканный руками божественного мастера, щедро одарившего край не только незабываемыми красотами дикой природы, но и ставший поэтической музой и гениев поэзии, и каждого, кому довелось хоть раз побывать на нашей благодатной земле. Никто и никогда не оставался равнодушным к искусству народов, населяющих Дагестан, и разные языки, на которых говорят представители 32 национальностей, живущих в республике, совсем не являются помехой для дагестанцев, потому что языки народов – как звезды на небе, и у каждого человека есть своя звезда. И искусство каждого народа вобрало в себя лучшие черты их духовности, что поднялась из древних корней, впитав соки земли дагестанской, сотворенной из песен и рек, поговорок и скал, орлов и подков, из тропинок и даже из эха в горах. Издавна этим напиталось и искусство танца народов Дагестана, покорившее не одно поколение зрителей.
Именно танцы делают молодых мужественными и мудрыми, старых и мудрых – молодыми. Танец – это состояние души, это уникальный язык, на котором можно показать жестами, взглядом то сокровенное, чего не скажешь словами. Это способ самовыражения, вдохновение.
Любимые мелодии родного края, от которых сердце раскачивается в груди так, что больно ребрам, глаза затуманиваются и кружится голова, навсегда завоевали сердца зрителей, которым посчастливилось годы и десятилетия наблюдать, как происходит творческая эволюция любимого коллектива. Любимого потому, что ансамбль демонстрирует эмоциональные танцы, грациозные и величавые. Чем завораживает каждый танец? Обостренным, сосредоточенным на любви к своей земле, внутренним содержанием. Мы слышим гортанный клич и цоканье подков, и негромкий душевный разговор. Видим приютившийся на суровом склоне горы аул, «где облака садятся на ладони и солнце начинает свой полет…». Это величавость и безудержный темперамент, красота грузинского застолья в аджарском танце. Это терпкий вкус края, воспетого легендами под сенью древних башен в армянском танце.
Эти танцы являются ярким свидетельством взаимовлияния и взаимопроникновения культур народов Кавказа, издревле стремившихся к братанию и куначеству, ибо кому на кавказской земле не хотелось мира и покоя! И эти чувства, присущие дагестанцам, нашли свое отражение в художественном творчестве государственного ансамбля танца народов Кавказа «Молодость Дагестана».
Ансамбль сегодня впечатляющ как никогда, его концерты неизменно проходят с аншлагом, каждый из них становится праздником как для зрителя, так и для самих танцоров. Лауреат многочисленных всесоюзных фестивалей, с 1988 года – неоднократный лауреат международных фестивалей в Чехословакии и Болгарии, Боливии и Перу, Англии и Италии. В 1991 году коллективу был присвоен статус государственного ансамбля танца народов Кавказа. В дни празднования 200-летия Имама Шамиля ансамбль награжден золотым орденом Имама Шамиля. Это огромная оценка вклада ансамбля в развитие культуры республики, в сохранение национальных традиций народов Дагестана.
Оттачивая профессиональное мастерство, артисты ансамбля работают преподавателями хореографической студии при ансамбле, прививая подрастающему поколению любовь к искусству Дагестана, воспитывая уважение к традициям и обычаям своих предков, прививая лучшие духовно-нравственные качества.
Организованный в 1978 году на базе Дворца культуры «Водник» объединения «Промжилстрой» маленького города Дагестана – Хасавюрта, ансамбль прославился сегодня во всем мире. И где бы ни были артисты, куда бы не забросила их судьба гастрольная – Боливия или Пальма-де-Мальорка, Америка или Испания, Греция или Германия – они с гордостью прославляют дагестанскую культуру и, представляясь, всегда добавляют: «Мы из Хасавюрта».
Что означает слово «феномен»? Это что-то необычайное, чудесное, уникальное. В чем феномен Хасавюрта? В маленьком по масштабам России городе живет и творит Государственный ансамбль танца. Руководит ансамблем единственная в России женщина – художественный руководитель государственного ансамбля – народная артистка Дагестана Мадина Ахмедовна Ахмедова.
Искусство многогранно, это душа человека. Искусство – это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека. Искусство – это многоярусные, устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбные лики богоматери, глядящие на нас с русских икон. И, конечно же, искусство – это волшебный мир танца.
Танец – это душа народа, наверное, поэтому, прежде всего, он учит каждого быть достойными представителями своего народа, быть умными, добрыми, честными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.