Азиева Лидия Рамазановна
Хасавюртовский филиал ДГУ
ТАНЕЦ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Танец всегда
занимал огромное пространство в жизни и повседневной культуре человечества.
Ведь предпосылками его возникновения были элементарные потребности человека в
труде, игре, охоте. Прежде всего, особенности танца зависят от религиозных
верований, присущих определённому народу. Так как в основном танцы были
составной частью обрядовой деятельности. Поэтому политические и социальные
изменения также отражались на развитии этого вида искусства.
Стиль танцев
в определённые культурные эпохи зависел не только от развития человечества, но
и от развития других видов искусства. Так как, например, танец эпохи
классицизма можно смело сравнить с архитектурой этого периода. Движения и пластика,
танцующих также, как и линии зданий, чёткие и грациозные.
Возникновение
новых видов танцев не зависит лишь от развития культуры в целом. Многие
танцевальные направления появлялись вследствие синтеза уже известных танцев,
или вследствие преемственности некоторых черт этого искусства у других культур.
Современными
учёными уже доказано, что движения танцующего человека могут рассказать о нём
многое. В танце неосознанно отражается личность человека и если внимательно
приглядеться, то можно очень много рассказать о характере танцующего, его
привычках, страхах, особенностях взаимодействия с разными людьми и с самим
собой, его фантазии, отношение к себе и к миру, и многое другое.
В последнее
время стало модно танцевать. Современная индустрия развлечений, в частности,
танцевальная индустрия, стали мощным оружием психологического воздействия.
Большое количество взрослых людей пошли в клубы, школы танцев, танцевальные
коллективы и др., чтобы научиться танцевать. Многие родители повели детей,
чтобы воплотить свои мечты, все чаще танец используют в рекламных роликах, где
с помощью движения, экспрессии, музыки передается настроение, эмоции, и даже
прививается стиль и вкус современной жизни.
Танец может
стать смыслом жизни, ведь он помогает раскрепоститься и приобрести гармонию с
самим собой. Это помогает человеку приобщиться не только к определённому виду
искусства, но и к определённой культуре в целом. А значит танец – это средство
понимания культуры и приобщения к ней.
Танец –
возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним
временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь
посредством своего тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов,
связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от
окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в
результате чего сформировалось искусство танец, одно из древнейших проявлений
народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец
постепенно приобрёл самостоятельное значение. Почти все важные события в жизни
первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание
нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о
солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.
Танец
существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За
долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие.
Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.
Танец демократичен.
Он приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танец
помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных
комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.
В настоящее
время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и
профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной
форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть
случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная
хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на
ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она является одним из
своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей,
подростков и молодежи, а также выполняет ряд других функций, присущих культуре
в целом.
Сегодня в
мире трудно найти человека, который бы не знал зажигательную «лезгинку».
Испокон веков через Кавказ проходили торговые пути, объединявшие Европу с
восточными странами. Побывавшие здесь европейские путешественники обратили
внимание на красивый и ранее нигде не видимый танец, который танцевали местные
народы, именуемые «лезгинами». Что же такое «лезгинка»? Это своеобразное
соревнование между молодыми людьми – быстрая, темпераментная, требующая большой
силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец
лезгин является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и
ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ
совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он,
поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги,
словно собираясь взлететь.
Музыка «лезгинки»
с четким ритмом и энергичными движениями привлекла к себе внимание многих
известных композиторов. Так, Глинка в «Руслане и Людмиле», Рубинштейн в «Демоне»
поместили бурную, полную стихийной силы и страсти «лезгинку». Композиция
осталась популярной по сей день – очень часто к ней обращаются и современные авторы.
В старину
говорили: «Дагестан – это птица и три
драгоценных пера у нее в крыле: горы, море и все остальное: и дороги и реки, и
деревья и травы, и песни и танцы». Каменная грудь Дагестана украшена
ожерельями из ракушек, прибрежных камней и прибоя. Послами печали и радости,
паспортами чести и храбрости всегда были в Дагестане песни. Звуки зурны,
гармони, чонгура и барабана всегда предвещали в Дагестане рождение танца.
Дагестан не
только «гора языков», как образно его называют, но и многоцветный ковер,
сотканный руками божественного мастера, щедро одарившего край не только незабываемыми
красотами дикой природы, но и ставший поэтической музой и гениев поэзии, и
каждого, кому довелось хоть раз побывать на нашей благодатной земле. Никто и
никогда не оставался равнодушным к искусству народов, населяющих Дагестан, и
разные языки, на которых говорят представители 32 национальностей, живущих в
республике, совсем не являются помехой для дагестанцев, потому что языки
народов – как звезды на небе, и у каждого человека есть своя звезда. И
искусство каждого народа вобрало в себя лучшие черты их духовности, что
поднялась из древних корней, впитав соки земли дагестанской, сотворенной из
песен и рек, поговорок и скал, орлов и подков, из тропинок и даже из эха в
горах. Издавна этим напиталось и искусство танца народов Дагестана, покорившее
не одно поколение зрителей.
Именно танцы
делают молодых мужественными и мудрыми, старых и мудрых – молодыми. Танец – это
состояние души, это уникальный язык, на котором можно показать жестами, взглядом
то сокровенное, чего не скажешь словами. Это способ самовыражения, вдохновение.
Любимые
мелодии родного края, от которых сердце раскачивается в груди так, что больно
ребрам, глаза затуманиваются и кружится голова, навсегда завоевали сердца
зрителей, которым посчастливилось годы и десятилетия наблюдать, как происходит
творческая эволюция любимого коллектива. Любимого потому, что ансамбль
демонстрирует эмоциональные танцы, грациозные и величавые. Чем завораживает
каждый танец? Обостренным, сосредоточенным на любви к своей земле, внутренним
содержанием. Мы слышим гортанный клич и цоканье подков, и негромкий душевный
разговор. Видим приютившийся на суровом склоне горы аул, «где облака садятся на ладони и солнце начинает свой полет…». Это
величавость и безудержный темперамент, красота грузинского застолья в аджарском
танце. Это терпкий вкус края, воспетого легендами под сенью древних башен в
армянском танце.
Эти танцы
являются ярким свидетельством взаимовлияния и взаимопроникновения культур
народов Кавказа, издревле стремившихся к братанию и куначеству, ибо кому на
кавказской земле не хотелось мира и покоя! И эти чувства, присущие дагестанцам,
нашли свое отражение в художественном творчестве государственного ансамбля танца
народов Кавказа «Молодость Дагестана».
Ансамбль
сегодня впечатляющ как никогда, его концерты неизменно проходят с аншлагом,
каждый из них становится праздником как для зрителя, так и для самих танцоров.
Лауреат многочисленных всесоюзных фестивалей, с 1988 года – неоднократный лауреат
международных фестивалей в Чехословакии и Болгарии, Боливии и Перу, Англии и
Италии. В 1991 году коллективу был присвоен статус государственного ансамбля
танца народов Кавказа. В дни празднования 200-летия Имама Шамиля ансамбль
награжден золотым орденом Имама Шамиля. Это огромная оценка вклада ансамбля в
развитие культуры республики, в сохранение национальных традиций народов
Дагестана.
Оттачивая
профессиональное мастерство, артисты ансамбля работают преподавателями
хореографической студии при ансамбле, прививая подрастающему поколению любовь к
искусству Дагестана, воспитывая уважение к традициям и обычаям своих предков,
прививая лучшие духовно-нравственные качества.
Организованный
в 1978 году на базе Дворца культуры «Водник» объединения «Промжилстрой»
маленького города Дагестана – Хасавюрта, ансамбль прославился сегодня во всем
мире. И где бы ни были артисты, куда бы не забросила их судьба гастрольная – Боливия
или Пальма-де-Мальорка, Америка или Испания, Греция или Германия – они с
гордостью прославляют дагестанскую культуру и, представляясь, всегда добавляют:
«Мы из Хасавюрта».
Что означает
слово «феномен»? Это что-то необычайное, чудесное, уникальное. В чем феномен Хасавюрта?
В маленьком по масштабам России городе живет и творит Государственный ансамбль
танца. Руководит ансамблем единственная в России женщина – художественный
руководитель государственного ансамбля – народная артистка Дагестана Мадина
Ахмедовна Ахмедова.
Искусство
многогранно, это душа человека. Искусство – это богатейший мир прекрасных
образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого
бытия, это концентрация творческих сил человека. Искусство – это многоярусные,
устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов,
скорбные лики богоматери, глядящие на нас с русских икон. И, конечно же, искусство
– это волшебный мир танца.
Танец – это
душа народа, наверное, поэтому, прежде всего, он учит каждого быть достойными
представителями своего народа, быть умными, добрыми, честными.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.