26 января 2012 г.

Ойсунгурова Хеда Рамазановна
Хасавюртовский педагогический колледж имени З.Н. Батырмурзаева

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА КОСТЕК

Название села Костек, расположенного недалеко от левого берега реки Сулак, в нижнем ее течении, у устья ее протока Карасув, с давних времен известно в истории кумыков.
Сначала Костек возник восточнее нынешнего местоположения, почти у низкого берега реки Сулак. Во время паводков вода Сулака часто выходила из берегов и затапливала село. Жители построили береговую дамбу. Паводок ее разрушил. Люди восстановили дамбу, вода ее опять смыла. Так повторялось несколько раз. Тогда все жители села собрались у реки и несколько раз хором повторили: «Кой-Сув! Кой-Сув!» («Оставь, угомонись вода!»). Этот возглас: «Кой-Сув!»– якобы стал названием непослушной реки.
И люди, чтобы постоянно не подвергаться стихийному бедствию, оставили злосчастный берег и переселились на новое место, подальше от «Кой-Сув».
Про это новое место также сохранилось предание. Оно связано с именем легендарного основателя Эндирейского бийлика, знаменитого Солтанмута. В малолетстве Солтанмут-мурза проживал в урочище Бавтогай, в своем аталыке и воспитывался у эмчека, охотника Беги. Воспитатель брал юного мурзу на охоту, и они иногда оказывались зарослях или лесах в среднем течении Сулака. Однажды на поляне у слияния двух рек – Аташа и Карасува они увидели одинокий шалаш – кос (кош). Старик, вышедший из этого сооружения, свою обитель называл «кос тек», что означает «одинокий шалаш». И это словосочетание, скорее всего кыпчакское, стало названием того кабака – села, которое построил Хамза-бий, внук Солтанмута, открывший когда-то это место.
Есть и другое сообщение, касающееся возникновения Костека. В 1893 году в газете «Кавказ», издававшейся в Тифлисе, появилась статья учителя Афанасьева о кумыкском селении Костек. Работая в нем учителем начальной школы, он собрал некоторый материал по истории и этнографии данной местности. По его рассказу получается, что село это основано русским рыбаком Константином.
Терский казак Константин из станицы Брагуны поселился на берегу Сулака и рыбачил. Кумыкские рыбаки из близлежащих селений тоже поселились рядом с ним и промышляли рыбной ловлей. Образовалось поселение рыбаков. Главным рыбаком оставался Константин – Костя. Кумыки называли его по своему «Косте или Костик». И это имя привилось поселению, со временем названному «Костек».
Как замечает учитель Афанасьев в своей статье, Константин принял магометанство, остался жить среди мусульман. Его потомки в Костеке носят фамилию Балаевы.
Если согласиться с этим сообщением русского учителя Афанасьева, то Костек основан не ранее 1722 года – того времени, когда в устье реки Сулак императором Петром I было поселено 1000 семей казаков. До этого в этом крае не было оседлых русских.
Вероятнее всего, Костек основан в 60-70-х годах XVII столетия, при князе Казаналипе, уллубие Эндирея. К этой мысли я прихожу, отталкиваясь от информации Девлетмурзы Шихалиева, автора середины и второй половины XIX века. В своем очерке «Рассказ кумыка о кумыках» он сообщил о том, что «Костек основан Алишем Хамзиным». Хамза же был сыном Казаналипа, уллубия Эндирея. Таким образом, получается, что Костек был основан Казаналиповыми, эндирейскими биями, потомками Солтанмута. И фамилия эта фигурировала там до первой четверти XX века.
«Каждый род князей,– писал Девлетмурза Шихалиев в 1846 году,– на собственной земле своей, в удел по дележу доставшейся, ... поселял из вольных выходцев мелкие деревни».
К таким деревням первоначально, в 60-70-х годах XVII века относился и Костек. Постепенно он разросся и к началу XVIII века стал «башгентом» – стольным градом формировавшегося тогда феодального государственного образования – удельного княжества «Костек-бийлик». В этом бийлике, также как и в Эндирейском и Яхсайском владениях, все земли без исключения составляли полную собственность княжеских родов, прежде всего, Казаналиповых н Хамзиных, потомков Солтанмута.
В бийлике Костек развития феодальных отношения шло быстро, так как там были благоприятные условия для ведения сельского хозяйства по передовым методам. Этому способствовали ранние и тесные связи присулакских кумыков с русскими крестьянами.
В середине XIX века в Костек проникают элементы помещичьего ведения хозяйства, излишки сельхозпродуктов выносятся на продажу, рождается «Костек-базар». Туда доставляют свои товары – сельхозпродукты не только кумыки соседних селений, но и мужики из близлежащих русских хуторов, которых к концу XIX века было немало на земле бывшего бийлика Костек.
Село Костек к концу XIX – началу XX вв. все больше расширяется, строятся здания европейского типа, с облицовкой красного жженного кирпича и с красной черепичной крышей, в центре села появляется площадь. В укрупненном кумыкском селении живут несколько русских, европейских, чеченских семей, а также теркемейцы. Костек становится многонациональным шахаром – городом. Там в 1876 году открывается русская начальная школа, где обучались и княжеские дети. После окончания этой начальной школы «княжичи» (бий балалары) поступают в военные училища и становятся офицерами русской армии.
Бийские – княжеская фамилия Хамзиных (Хамза-биев) – становятся старшими владетелями Чонтаула, а также нового населенного пункта за Сулаком - Асолтанянгиюрта (Солтанянгиюрта), основанного князем Алисолтаном Казаналиповым в конце XVIII столетия.
Князья Казаналиповы: и братья, и племянники – феодальными землями владели вместе, до земельной реформы 60-х годов XIX столетия. А князья Хамзины к началу 60-х годов XIX века землей владели раздельно.
Феодальная знать бийлика Костек твердо опиралась на поддержку военной администрации. Сам генерал Ермолов в свое время утвердил, что «каждый владелец землей своей пользовался бы оной без всякого разбирательства».
Князь Алисолтан Казаналипов в марте 1867 года на имя начальника Управления северного Дагестана писал: «Из документов прежнего времени и сведений, имеющихся во вверенном вам Управлении, вам должно быть известно, что все земли, которыми пользуются жители селений Солтанянгиюрт и Чонтаул, принадлежат мне».
Костековский бий Токаев имел в собственности много земель. Бий Алиш Хамзаев кроме 10 тысяч десятин земли имел табун из 200 голов коней. Ему принадлежали мелкие острова на Каспийском море, один из которых по названию «Бируч» и урочище на побережье «Узункъол» Алиш Хамзаев в 80-х годах XIX века передал в царскую казну.
Костекскому офицеру, капитану Мусе Нестерову, за усердие в службе царской в администрацией подарены 300 гектаров земли. Старший владетель Костека избирался из рода Хамзиных – (Хамзаевых – Хамза-биев).
Семь братьев Хамзиных во второй половине XIX века служили в русской армии офицерами. Это было большим достижением для представителей кумыкского селения, отдаленного от центра России.
Хамзины имели непосредственные связи с комендантом гарнизона крепости Кизляр. Гарнизон этот раньше находился недалеко от Костека, в военной крепости Святой Крест, общение тогда было довольно тесным. Связи князей Хамзиных с военной комендатурой не прекратились и тогда, когда крепость Святой Крест была оставлена и гарнизон был переведен в Кизляр.
Один из Хамзиных сотрудничал с русской газетой «Кавказ», которая издавалась в Тифлисе в середине XIX века. Он под псевдонимом «князь Х-ъ» пишет, что «кумыки разделяются на семь классов, или сословий, а именно: князья, чанки, первостепенные уздени, простые уздени, чагары, теркемейцы и холопы (кул)». Все эти сословия, о которых пишет «князь Х-ъ», имели место в Костеке. Теркемейцев и жувут (евреев) там жило немало. Теркемейцы в Костек были переселены из Дербентского ханства в XVIII веке кумыкскими князьями для возделывания риса и разведения бахчевых культур. Они принадлежали четырем бийским фамилиям и жили в Чонтауле, Темирауле и в одном из кварталов Костека. Теркемейцы пользовались землей феодалов на правах крепостных крестьян.
Костековский князь Хамзин писал: «Теркемейцы в таких же почти отношениях к князьям, как и чагары – одни свободны, другие – нет, но разнятся от чагаров своим происхождением».
На земле костековских владетелей жители выполняли разные повинности, для этого созывали «булка» – вроде субботника, которые проводились 3-4 дня в году. Ногайцы, именуемые «костек ногьай», отбывали повинности еще больше дней.
В конце XIX века в Костеке было дворов 742, а жителей – 2300 человек. К этому времени Костековское владение не считалось удельным княжеством, а подчинялось царской администрации. Вместо уллубия обществом управлял старшина. На эту должность назначались представители бийско-дворянского рода.
В начале XX века старшинами Костека-города назначались представители бийского рода Токаевых. Токай Токаев запомнился народу как ярый исполнитель воли царской администрации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.