Ойсунгурова Хеда Рамазановна
Хасавюртовский педагогический колледж имени З.Н. Батырмурзаева
ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА КОСТЕК
Название села Костек,
расположенного недалеко от левого берега реки Сулак, в нижнем ее течении, у
устья ее протока Карасув, с давних времен известно в истории кумыков.
Сначала Костек возник
восточнее нынешнего местоположения, почти у низкого берега реки Сулак. Во время
паводков вода Сулака часто выходила из берегов и затапливала село. Жители
построили береговую дамбу. Паводок ее разрушил. Люди восстановили дамбу, вода
ее опять смыла. Так повторялось несколько раз. Тогда все жители села собрались
у реки и несколько раз хором повторили: «Кой-Сув! Кой-Сув!» («Оставь, угомонись
вода!»). Этот возглас: «Кой-Сув!»– якобы стал названием непослушной реки.
И люди, чтобы
постоянно не подвергаться стихийному бедствию, оставили злосчастный берег и
переселились на новое место, подальше от «Кой-Сув».
Про это новое место
также сохранилось предание. Оно связано с именем легендарного основателя
Эндирейского бийлика, знаменитого Солтанмута. В малолетстве Солтанмут-мурза
проживал в урочище Бавтогай, в своем аталыке и воспитывался у эмчека, охотника
Беги. Воспитатель брал юного мурзу на охоту, и они иногда оказывались зарослях
или лесах в среднем течении Сулака. Однажды на поляне у слияния двух рек –
Аташа и Карасува они увидели одинокий шалаш – кос (кош). Старик, вышедший из
этого сооружения, свою обитель называл «кос тек», что означает «одинокий
шалаш». И это словосочетание, скорее всего кыпчакское, стало названием того
кабака – села, которое построил Хамза-бий, внук Солтанмута, открывший когда-то
это место.
Есть и другое
сообщение, касающееся возникновения Костека. В 1893 году в газете «Кавказ»,
издававшейся в Тифлисе, появилась статья учителя Афанасьева о кумыкском селении
Костек. Работая в нем учителем начальной школы, он собрал некоторый материал по
истории и этнографии данной местности. По его рассказу получается, что село это
основано русским рыбаком Константином.
Терский казак
Константин из станицы Брагуны поселился на берегу Сулака и рыбачил. Кумыкские
рыбаки из близлежащих селений тоже поселились рядом с ним и промышляли рыбной
ловлей. Образовалось поселение рыбаков. Главным рыбаком оставался Константин –
Костя. Кумыки называли его по своему «Косте или Костик». И это имя привилось
поселению, со временем названному «Костек».
Как замечает учитель
Афанасьев в своей статье, Константин принял магометанство, остался жить среди
мусульман. Его потомки в Костеке носят фамилию Балаевы.
Если согласиться с
этим сообщением русского учителя Афанасьева, то Костек основан не ранее 1722
года – того времени, когда в устье реки Сулак императором Петром I было
поселено 1000 семей казаков. До этого в этом крае не было оседлых русских.
Вероятнее всего,
Костек основан в 60-70-х годах XVII столетия, при князе Казаналипе, уллубие
Эндирея. К этой мысли я прихожу, отталкиваясь от информации Девлетмурзы
Шихалиева, автора середины и второй половины XIX века. В своем очерке «Рассказ
кумыка о кумыках» он сообщил о том, что «Костек основан Алишем Хамзиным». Хамза
же был сыном Казаналипа, уллубия Эндирея. Таким образом, получается, что Костек
был основан Казаналиповыми, эндирейскими биями, потомками Солтанмута. И фамилия
эта фигурировала там до первой четверти XX века.
«Каждый род князей,–
писал Девлетмурза Шихалиев в 1846 году,– на собственной земле своей, в удел по
дележу доставшейся, ... поселял из вольных выходцев мелкие деревни».
К таким деревням
первоначально, в 60-70-х годах XVII века относился и Костек. Постепенно он
разросся и к началу XVIII века стал «башгентом» – стольным градом
формировавшегося тогда феодального государственного образования – удельного
княжества «Костек-бийлик». В этом бийлике, также как и в Эндирейском и
Яхсайском владениях, все земли без исключения составляли полную собственность
княжеских родов, прежде всего, Казаналиповых н Хамзиных, потомков Солтанмута.
В бийлике Костек
развития феодальных отношения шло быстро, так как там были благоприятные
условия для ведения сельского хозяйства по передовым методам. Этому способствовали
ранние и тесные связи присулакских кумыков с русскими крестьянами.
В середине XIX века в
Костек проникают элементы помещичьего ведения хозяйства, излишки
сельхозпродуктов выносятся на продажу, рождается «Костек-базар». Туда
доставляют свои товары – сельхозпродукты не только кумыки соседних селений, но
и мужики из близлежащих русских хуторов, которых к концу XIX века было немало
на земле бывшего бийлика Костек.
Село Костек к концу
XIX – началу XX вв. все больше расширяется, строятся здания европейского типа,
с облицовкой красного жженного кирпича и с красной черепичной крышей, в центре
села появляется площадь. В укрупненном кумыкском селении живут несколько
русских, европейских, чеченских семей, а также теркемейцы. Костек становится
многонациональным шахаром – городом. Там в 1876 году открывается русская
начальная школа, где обучались и княжеские дети. После окончания этой начальной
школы «княжичи» (бий балалары) поступают в военные училища и становятся
офицерами русской армии.
Бийские – княжеская
фамилия Хамзиных (Хамза-биев) – становятся старшими владетелями Чонтаула, а
также нового населенного пункта за Сулаком - Асолтанянгиюрта (Солтанянгиюрта),
основанного князем Алисолтаном Казаналиповым в конце XVIII столетия.
Князья Казаналиповы:
и братья, и племянники – феодальными землями владели вместе, до земельной
реформы 60-х годов XIX столетия. А князья Хамзины к началу 60-х годов XIX века
землей владели раздельно.
Феодальная знать
бийлика Костек твердо опиралась на поддержку военной администрации. Сам генерал
Ермолов в свое время утвердил, что «каждый владелец землей своей пользовался бы
оной без всякого разбирательства».
Князь Алисолтан
Казаналипов в марте 1867 года на имя начальника Управления северного Дагестана
писал: «Из документов прежнего времени и сведений, имеющихся во вверенном вам
Управлении, вам должно быть известно, что все земли, которыми пользуются жители
селений Солтанянгиюрт и Чонтаул, принадлежат мне».
Костековский бий
Токаев имел в собственности много земель. Бий Алиш Хамзаев кроме 10 тысяч
десятин земли имел табун из 200 голов коней. Ему принадлежали мелкие острова на
Каспийском море, один из которых по названию «Бируч» и урочище на побережье
«Узункъол» Алиш Хамзаев в 80-х годах XIX века передал в царскую казну.
Костекскому офицеру,
капитану Мусе Нестерову, за усердие в службе царской в администрацией подарены
300 гектаров земли. Старший владетель Костека избирался из рода Хамзиных –
(Хамзаевых – Хамза-биев).
Семь братьев Хамзиных
во второй половине XIX века служили в русской армии офицерами. Это было большим
достижением для представителей кумыкского селения, отдаленного от центра
России.
Хамзины имели
непосредственные связи с комендантом гарнизона крепости Кизляр. Гарнизон этот
раньше находился недалеко от Костека, в военной крепости Святой Крест, общение
тогда было довольно тесным. Связи князей Хамзиных с военной комендатурой не
прекратились и тогда, когда крепость Святой Крест была оставлена и гарнизон был
переведен в Кизляр.
Один из Хамзиных
сотрудничал с русской газетой «Кавказ», которая издавалась в Тифлисе в середине
XIX века. Он под псевдонимом «князь Х-ъ» пишет, что «кумыки разделяются на семь
классов, или сословий, а именно: князья, чанки, первостепенные уздени, простые
уздени, чагары, теркемейцы и холопы (кул)». Все эти сословия, о которых пишет
«князь Х-ъ», имели место в Костеке. Теркемейцев и жувут (евреев) там жило
немало. Теркемейцы в Костек были переселены из Дербентского ханства в XVIII
веке кумыкскими князьями для возделывания риса и разведения бахчевых культур.
Они принадлежали четырем бийским фамилиям и жили в Чонтауле, Темирауле и в
одном из кварталов Костека. Теркемейцы пользовались землей феодалов на правах
крепостных крестьян.
Костековский князь
Хамзин писал: «Теркемейцы в таких же почти отношениях к князьям, как и чагары –
одни свободны, другие – нет, но разнятся от чагаров своим происхождением».
На земле костековских
владетелей жители выполняли разные повинности, для этого созывали «булка» –
вроде субботника, которые проводились 3-4 дня в году. Ногайцы, именуемые
«костек ногьай», отбывали повинности еще больше дней.
В конце XIX века в
Костеке было дворов 742, а жителей – 2300 человек. К этому времени Костековское
владение не считалось удельным княжеством, а подчинялось царской администрации.
Вместо уллубия обществом управлял старшина. На эту должность назначались
представители бийско-дворянского рода.
В начале XX века
старшинами Костека-города назначались представители бийского рода Токаевых.
Токай Токаев запомнился народу как ярый исполнитель воли царской администрации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.