28 января 2012 г.

Гаджибабаева Саида Зеяфединовна
Хасавюртовский педагогический колледж имени З.Н. Батырмурзаева

ХАСАВЮРТ В СУДЬБЕ ВЫДАЮЩИХСЯ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ

О русские писатели, поэты!
Ваш путь к Кавказу словно строчка прям,
Пусть не покажется смешным вам это:
Мы благодарны вашим злым царям.
Спасибо им за то хоть, что ссылали
Крамольников России на Кавказ.
В годину наших горестей, печалей
Вы словно солнце согревали нас.
Аткай. Оленьи рога

История родного края, его быт, культурное наследие меня привлекали еще со школьных лет. Этому способствовали и интересные походы по родному краю, посещение музеев, встречи с интересными людьми.
Поступив в Хасавюртовский педагогический колледж, я узнала здесь много нового, интересного. Побывав в музее колледжа, я еще глубже стала вникать в историю родного края. Меня, как будущего филолога, особенно привлекло изучение родного Дагестана по произведениям русских и советских писателей.
Кавказ издавна привлекал русских писателей и поэтов своей дивной красотой, мужеством и преданностью горцев, удивительным своеобразием обычаев и обрядов.
«Кавказ подо мною. Один в вышине.
Стою над снегами у края стремнины:
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, извергаясь, шумят водопады
»,–
так писал, восхищаясь Кавказом, знаменитый русский поэт А.С. Пушкин.
С Дагестаном были связаны жизнь и творчество многих русских писателей и поэтов. Так, в 1466 году через Дагестан прошел автор «Хождения за три моря » А. Никитин, В 1818-1819 годы здесь был А.А. Шишков, написавший поэму «Дагестанская узница». В 1819 году Эндирей посетил А.С. Грибоедов. С 1830 года по 1834 год в Дербенте жил Искандербек – А. Бестужев-Марлинский, автор повестей «Аммалат-Бек» и «Мулла-Hyp», имевших шумный успех. В Дербенте же томился мученик А. Полежаев. Кроме них в гарнизонах Кизляра, Дербента, Бурной отбывали ссылку и другие известные русские литераторы.
В лесах Кумыкской плоскости любили охотиться Л.Н. Толстой и его брат Николай. Они наблюдали за жизнью местных жителей, с интересом познавая новый мир. Изучая произведения Л.Н. Толстого, я еще больше убедилась в самобытности, в духовном богатстве родного края. Наиболее ярко изображены в произведениях Л.Н. Толстого характеры горцев. Меня поразило глубокое знание писателя и понимание им души и чувств горского народа. Именно его произведения дали мне возможность глубже изучить в литературном плане край, где я родилась и живу, где родились и жили многие поколения замечательных людей.
Л.Н. Толстой жил на Кавказе в молодости, но навсегда сохранил теплые воспоминания о народах и природе нашего края. Кавказ называют колыбелью творчества Л.Н. Толстого, потому что здесь он создал свое первое произведение «Детство». На Кавказ он приехал неизвестным в литературе молодым человеком, а уехал отсюда известным писателем. Кавказ стал творческой «колыбелью» не только для Толстого, но и для многих других русских писателей и поэтов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.